1 марта 2018 года стартовал масштабный социальный проект «Ять. Пора читать», направленный на популяризацию чтения среди аудитории от 15 до 25 лет.
Его открыла профессиональная дискуссия «Читать или не читать? 15+», состоявшаяся на площадке Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино. В серии круглых столов приняли участие издатели, представители библиотек, социологи, литературные критики, организаторы социальных проектов, связанных с чтением, и конечно, старшие школьники и студенты — именно отношения с чтением молодых людей в возрасте 15-25 лет (young adult) были в фокусе внимания специалистов. Модератором дискуссии выступила журналист Фекла Толстая.
Во второй панели «Как увлечь подростка чтением?» приняли участие школьники Иван Сазонов и Иван Комиссаров, их поддерживали соорганизатор проекта «SHORTы» Юрий Лешков, видеоблогер Ульяна Петрухина, основатель проекта «Москультпрог» Сергей Никитин, основатель организации профессиональных наставников по чтению «Книжныйгид.org» Марта Райцес.
В ходе обсуждения участники дискуссии пришли к следующим выводам:
• Сегмент литературы young adult, который должен располагаться между книгами для школьного возраста и взрослой литературой, фактически отсутствует. По данным Российской книжной палаты, в 2017 году из 13 500 изданий для детей и юношества, выпущенных в стране, маркировку «подростковая литература» получили только 13 научно-познавательных и 36 художественных изданий.
• Государственный рубрикатор выделяет только категорию «Художественная литература для детей», т.е. подростковая литература отсутствует в нем в принципе. Подавляющее большинство издателей перешли на маркировку согласно Закону о защите детей (0+, 6+, 12+, 16+). Большой блок литературы, к которой у подростков есть интерес, остается по ту сторону отметки "18+". В книжных магазинах и библиотеках литература 15+ попеременно оказывается то во взрослом, то в детском разделе, и подросток не в состоянии ее отыскать. Чтобы облегчить поиск, издательства выделяют молодежную литературу в отдельные серии.
• Отмеченные современными премиями произведения отечественных авторов, рекомендованные как взрослым экспертным советом, так и «подростковым» читательским жюри, не вписываются в стереотипные серии издательств и ими не закупаются. Рекомендации экспертов не проникают сквозь консервативный родительский барьер (остаются неизвестными широкой аудитории даже те авторы, чей суммарный тираж превысил 200 000 экз.).
• Литература советского периода ушла из подросткового чтения, а современная российская расценивается самими подростками либо как коммерциализированная, либо как «заумная». Большая часть интереса молодежи к чтению достается переводной литературе.
• Современный родитель не читает сам (60—70% населения РФ приобретает меньше 1 книги в год, по данным исследовательской компании «Комкон»), не ориентируется в ассортименте, и если и предлагает или соглашается купить ребенку книгу, то, скорее всего, с «советской золотой полки». За счет подверженности «синдрому отличника» у подростков, интересующихся чтением, зачастую формируется стереотипная приверженность классике, особенно у девочек.
• Слабое место российского книгоиздания для юношества — малотиражность при большом объеме новых наименований. Новой подростковой литературы со средней тиражностью 3 000-5 000 экз. совсем не хватает на комплектацию 40 000 публичных и 60 000 школьных библиотек, не говоря уже об ассортименте книжных магазинов за пределами столицы. Основная масса прогрессивной литературы достается жителям городов-миллионников.
• Подростки в детских домах, больницах, интернатах, лица с ограниченной мобильностью почти полностью лишены доступа к актуальной литературе.
• С появлением новых медиа в восприятии подростка уравниваются различные способы получения информации: чтение «краткого содержания», просмотр экранизации для них зачастую равнозначны знакомству с оригиналом. Тем не менее существует и обратный эффект: популярные, качественные экранизации и использование их стилистики в дизайне книг вызывают интерес молодежи к первоисточнику.
• При этом «политика прогиба» (попытка родителей и учителей убедить школьников в том, что классика — это «модно», «круто») показала себя неэффективной. Начинать читать легче всего с литературы по интересам; насаждение серьезного чтения формирует протестное поведение.
• Педагогам необходимо в первую очередь обучать детей механизмам работы с текстом. О том, что эти навыки у российских школьников хромают, говорят данные международных программ по оценке образовательных достижений учащихся. Российские школьники, лидируя по читательской грамотности в 10 лет, согласно исследованию PIRLS, к 15 годам занимают 26-е место в мировом рейтинге PISA, оценивающем грамотность школьников и умение применять знания на практике.
• Основные барьеры, препятствующие приучению к чтению, — страх перед объемом, ранний переход от чтения к заучиванию и неумение «найти свою книгу». Сами подростки называют в числе причин «не читать» дефицит времени и наличие других хобби. Школьники страдают от отсутствия ориентиров — литературы, которая оставалась бы актуальной и сегодня, и через 10 лет.
• У подростков есть стереотипное опасение, что чтение разобщает. Но в последнее время появилось много актуальных форматов обсуждения и совместного со сверстниками обращения к литературе: книги-игры, челленджи, разнообразные форматы разговора о книгах в соцсетях — в youtube, telegram, Instagram, ВКонтакте. Появляются интересные мобильные приложения, такие как «Живые страницы», придуманные Феклой Толстой с партнерами для легкого знакомства с классикой. Даже организуются литературные многотысячные велопробеги, такие как «Велоночи», посвященные Пушкину и Маяковскому, в которых приняли участие до 10 000 человек.
• Участники обсуждения пришли к выводу, что поддержка чтения и книгоиздания для детей и подростков должна стать частью развития экономики страны: те, кто не владеет функциональной грамотностью, не осваивают новые профессии и не ориентируются в цифровом обществе.
Марина Абрамова призвала коллег выработать единую отраслевую стратегию оценки успешности книгоиздательских проектов в сегменте young adult, выделившемся 3-4 года назад в самостоятельную категорию. Разработать систему рекомендательных сервисов и навигации, для того чтобы дать молодым людям и/или взрослым, принимающим решение о покупке книги, ориентиры, которые компенсируют отсутствие их собственного опыта читательских отношений с новым ассортиментом. По данным Марины Абрамовой, на долю портфелей подростковых редакций приходится 8-11% общего объема выпускаемых изданий, и эти показатели будут расти.
В планах проекта «Ять. Пора читать» — проведение замеров и исследований читательской активности в регионах, а также проведение публичных мероприятий для молодежной аудитории в городах страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий