Профессиональные издания (в фонде научно-методического отдела)
* * *
* * *
Опарина Н.П. Как сотворить интересный сценарий. Рецепты для начинающих и продвинутых специалистов. Выпуск 162.- М.: Либер-Дом, 2017.- 127с.- (Серия «Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 162)
Первое универсальное пособие по методике подготовке
сценария библиотечных мероприятий — просветительских, конкурсных, праздничных и
т.д. — написано известным методистом, доцентом Самарского государственного
института культуры. Подробно и чётко изложен весь процесс работы над
библиотечным сценарием. Проанализированы его творческие компоненты, обозначены
этапы подготовки. Рассматривается
порядок составления плана, оформления текста, его утверждения.
Автор описывает основные формы мероприятий – как традиционных, так и новейших
(вечера, встречи с читателями, флешмобы, викторины, квесты, ток-шоу и др.).
Большое внимание уделено сопровождению и антуражу: музыке, видеозаписи,
различным вариантам привлечения волонтёров. Приведено много полезных примеров из опыта разных видов библиотек.
В Приложениях представлены апробированные образцы удачных сценариев различных
жанров. Издание рассчитано на работников массовых библиотек. Оно соответствует
модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки, который предусматривает
как одну из её основных функций «организацию и проведение образовательных,
научных и просветительских мероприятий».
* * *
Поощряем чтение, формируем информационную
грамотность. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только.
Словарь-справочник для библиотекарей /Сост. В. Антипова. – М. : Библиомир,
2015. – 176с.
Сегодня
массовое обслуживание читателей в библиотеках - это то направление, которое
влияет на показатели эффективности работы библиотеки в целом, помогает
развивать различные формы индивидуального творчества людей.
Однако в современных условиях необходимо
понимание новых задач и содержания такой работы, наполнение ее новыми смыслами,
новыми востребованными формами, которые часто определяются, прежде всего,
«логикой пользователя» и показывают социально значимые результаты этой
деятельности.
Особенность
этого словаря - в его наполненности современными формами, легко применимыми в
любой библиотеке. Автор рассматривает массовую работу с учетом современных
тенденций - изменением подходов, расширением целей и задач, увеличением
количества форм, изменениями в организации и проведении массовых мероприятий.
Статьи,
различаются по объему, однако имеют одинаковую структуру, которая включает:
определение термина, цели применения форм и методов работы, методические
особенности подготовки и реализации, параметры оценивания эффективности,
примеры использования.
В
структуре словаря-справочника есть список литературы, а также список сетевых
ресурсов и сервисов.
Кстати, в список литературы вошел
электронный ресурс «Формы библиотечных мероприятий /Е.В. Курбатова//ЦМДБ им. М.
Горького».
Сегодня библиотекарям часто не хватает инструментов, идей,
подсказок. Данный словарь – это неоценимый подарок библиотекарям-практикам.
* * *
Шипилова,
И.З. Библиотека семейного чтения: традиции и новации: пособие для специалистов
и родителей. – М. : Либер-Дом, 2016. – 144с. - (Серия
«Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 158).
В издании характеризуется работа
библиотеки как центра по организации познавательной и досуговой деятельности
всех членов семьи. Представлены различные профессиональные программы, раскрыт
опыт их реализации. Обоснованы принципы создания библиотек семейного чтения,
предложены критерии их оценки.
Даётся характеристика традиционным и
инновационным формам и методам, описываются маркетинговые стратегии их
использования. Рассматривается информационная среда, которую формирует
библиотека семейного чтения.
Широко представлен опыт московской
Библиотеки имени Н.Ф. Погодина в сфере организации творческих клубов и кружков,
воспитания культуры семейных отношений, привлечения к данному процессу
ветеранов.
В целом, библиотека семейного чтения
трактуется как оптимальная модель учреждения, ведущего работу с семьями.
В Приложении собраны методические
разработки, которые могут найти себе применение в практике любой библиотеки:
·
Примерная тематика занятий для
родителей в библиотеках семейного чтения «Школа родительской грамотности»;
·
Клуб для родителей «Мой маленький гений»
(программа клуба, семейная игра «В гостях у бабушки Варвары», памятка для
родителей «Как помочь ребенку стать настоящим Читателем», список литературы);
·
Программа мероприятий по воспитанию
культуры семейных отношений среди детей, воспитанников детских домов и
школ-интернатов «Мой мир».
Ладожина,
Т.Н. Информационная культура: содержание и методика освоения:
практическое пособие /Т.Ладожина.- М.: Либер-Дом, 2016.- 112с.- (Серия
«Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 160).
Данное
пособие способствует адаптации учащейся молодежи в современном информационном
пространстве на уровне, достаточном для полноценного освоения учебной программы
высшей школы, а также приобретения знаний, умений, навыков информационного
самообеспечения своей будущей деятельности. Обучение культуре работы с
информацией в рамках реализации образовательных программ является особой
функцией не только вузов, но и библиотек.
Издание включает разделы, посвященные
составлению библиографического описания документов, стратегии самостоятельного
и наиболее эффективного поиска информации в электронных и печатных ресурсах,
технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и
исследовательской работы (конспектов, рефератов, докладов и др).
В
целом её содержание следует рассматривать как практический тренинг, необходимый
для успешного выполнения учебных задач по всем предметам. Поэтому в Приложении
даются соответствующие тесты и программы.
* * *
Шуминова, И.О.
Библиотеки будущего: спектр перспективных услуг: практическое пособие
/И.Шуминова.- М.: Либер-Дом, 2016.- 112с.- (Серия «Библиотекарь и время. XXI
век». Вып. № 159).
Развиваясь как
информационные учреждения, библиотеки стремятся стать сегодня для населения,
прежде всего, «третьим местом» — «между первыми двумя: работой и домом, где
человек проводит время».
В эпоху глобализации
современные библиотеки превращаются в пространства для проведения различных
акций. Библиотеки способствуют преодолению информационного неравенства,
помогают сохранению локальной культуры своего поселения и региона, оказывают
активную поддержку социально-незащищенным людям.
Местные сообщества рассчитывают на то, что
библиотеки будут играть роль арттерапевтических центров для реабилитации людей
с ограниченными возможностями (особенно детей) и интеграции их в среду
здоровых.
В век гаджетов и электронных носителей
библиотечные учреждения активно способствуют повышению уровня грамотности и
развитию навыков чтения, в том числе, и у активных компьютерных пользователей.
Нетрадиционные формы — тренинги, языковые
классы, библиотечное кафе, Библионяня, Театр в библиотеке, Ночь в библиотеке и
т. д. — уже сейчас сочетаются с различными уличными библиотечными акциями.
Обо всём этом подробно рассказывается в
предлагаемом пособии. В нём обобщается практический опыт апробации
нетрадиционных программ обслуживания, которые позволяют расширить спектр услуг
и должны определить перспективы библиотек.
* * *
Крылова,
Н. Б. Старшеклассники: личностный рост. Библиотечное содействие средствами
классической художественной литературы. – М. : Литера, 2015. – 126с.
Проблема
личностного роста старшеклассников средствами художественной классической
литературы в условиях общедоступной библиотеки определяется происходящими в
обществе социально-экономическими преобразованиями, изменениями в системе
образования, переоценкой ценностей в молодёжной среде.
Чтение научно-популярной, учебной и художественной литературы играет значительную роль в нравственном воспитании человека. Особое место отводится художественной классической литературе, которая является источником знания и духовного развития.
Чтение научно-популярной, учебной и художественной литературы играет значительную роль в нравственном воспитании человека. Особое место отводится художественной классической литературе, которая является источником знания и духовного развития.
Особое
внимание обратить необходимо на раздел Главы 2 «Программы и проекты чтения –
условие повышения интереса старшеклассников к чтению художественной
классической литературы», в которой раскрыты особенности библиотечных программ.
Проектов чтения, разработанных и реализованных в Челябинской области и
библиотеках страны. В Приложении представлены следующие материалы:
· авторская Программа чтения «Нестареющая классика»;
· список литературы
по данной теме;
· «Тренинг
личностного роста старшеклассников средствами классической литературы»;
· анкета
социологического исследования «Влияние художественной классической литературы
на личностный рост старшеклассников».
Шуминова, И. О.
Мир без насилия: воспитание культуры межнационального общения: практическое
пособие / И.О. Шуминова. – М. : Литера, 2015. – 152 с.
Приложения содержат сценарии: «Вспоминая Т. Г. Шевченко», «День России:
связь народов и времён…», этнографический журнал «Путешествие в Дагестан»,
литературный час «Великий поэт Востока: Алишер Навои», материал для проведения
мероприятий, посвящённых Дню славянской письменности и культуры.
* * *
Зиновьева, Н. Б. Библиотека в системе
современных научных коммуникаций : научно- практическое пособие / Зиновьева
Н.Б. - Москва: Литера, 2015. - 135 с. (Современная библиотека).
Предлагаемое научно-практическое пособие посвящено современной системе
научных коммуникаций, рассматриваются процессы научных коммуникаций, влияние
изменений в структуре научного документопотока на деятельность научных
библиотек.
Пособие включает анализ проблем,
связанных с формированием электронной среды научных коммуникаций, использованием
сетевых средств в научных коммуникациях.
* * *
Абросимова Н.В. Библиографическая деятельность библиотеки: учеб.-практ. пособие. - СПб.: Профессия, 2013. - 160с. - (Азбука библиотечной профессии).
В книге в доступной форме раскрыты основные процессы библиографической
деятельности библиотеки: библиографирование документов, создание
справочно-библиографического аппарата библиотеки,
справочно-библиографическое обслуживание, библиографическое
информирование, управление библиографической деятельностью библиотеки.Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, а также для студентов библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры, осваивающих курс «Библиографическая работа библиотеки».
* * *
Автоматизированная библиотека: достижения, новации, перспективы/ ред. Т. В. Майстрович. - М.: "Журнал "Библиотека"", 2013. - 480 с.
Данный том включает лучшие статьи, опубликованные в журнале "Библиотека" по широкому кругу вопросов, связанных с автоматизацией библиотек, формированием электронных каталогов, фондов электронных документов и развитием услуг на основе информационных технологий. В него также включены статьи, относящиеся к специфике работы библиотек в Интернете.
* * *
Алешин Л. И. Информационная открытость библиотечных сайтов: опыт ОУНБ. - М.: Литера, 2013. - 272с.Рассмотрены качественные показатели сайтов региональных библиотек, влияющие на их эффективность, информационную открытость и удобство навигации, также проводится анализ библиотечныз сайтов.
* * *
* * *
Балашова Е. В. Библиотечная реклама: традиции и современные направления:методическое пособие / Е. В. Балашова. - Москва : Литера, 2013. - 185 с. - (Серия "Современная библиотека").
Данное пособие, аккумуоируя в себе расширенный ряд учебных и научных публикаций по рассматриваемой проблеме, позволит с достаточной полнотой изучить различные аспекты библиотечной рекламы и окажет реальную помощь в освоении теоретических знаний и практических умений специалисту библиотечно-информационного профиля.
В книге рассматриваются этапы становления библиотечного дела в России и за рубежом. Читатель получит богатую информацию
о том, как на протяжении почти четырех тысячелетий библиотеки служат науке, образованию и культуре. Как менялись их методы и оснащение. Особое внимание уделено дню сегодняшнему, когда в их деятельность все активнее внедряются новые компьютерные технологии.
Курс лекций адресован в первую очередь студентам средних и высших специальных учебных заведений, преподавателям, работникам библиотек.
В пособии рассматривается маркетинговое управление библиотечной деятельностью в современных экономических условиях.
Библиотечный маркетинг представлен как концепция творческого управления библиотекой, ориентированная на удовлетворение настоящих и будущих документально-информационных потребностей пользователей посредством анализа, прогнозирования и стимулирования спроса на библиотечный продукт.
В последнее десятилетие, в связи с выходом ряда юридических установлений, радикально меняющих статус и положение библиотек, многие субъекты Российской Федерации приняли новые законы о библиотечном деле или внесли важные изменения в ранее принятые документы. Образцы регионального законодательства, недавно вступившие в действие, составляют первый раздел очередного выпуска журнала.
Принципиальное значение для библиотек имеет отнесение их к числу казённых, бюджетных или автономных учреждений. В связи с этими новациями большинство библиотек обновило уставную и инструктивную документацию. В методических целях мы знакомим профессиональную общественность с образцами таких документов.
Финансовой деятельности библиотек будет посвящён ещё один раздел издания. В нём представлены документы, позволяющие организовывать и проводить торги в целях комплектования фондов, приобретения оборудования и мебели.
Нормативная база фандрейзинга и использования благотворительного потенциала отечественных и зарубежных спонсоров в интересах библиотек будет представлена в следующем разделе тома.
Завершат выпуск Приложения. В их состав, по традиции, мы включаем стандарты, а также регламенты — акты отраслевой стандартизации, вышедшие в юридическую практику в 2000-е годы.
Журнал-справочник «Библиотека и закон» — единственное издание, в полном виде раскрывающее документальную правовую базу функционирования библиотечной, библиографической, издательской и информационной сфер общественной жизни России.
Данное пособие, аккумуоируя в себе расширенный ряд учебных и научных публикаций по рассматриваемой проблеме, позволит с достаточной полнотой изучить различные аспекты библиотечной рекламы и окажет реальную помощь в освоении теоретических знаний и практических умений специалисту библиотечно-информационного профиля.
* * *
Балкова И. В. История библиотечного дела. - М.: Пашков дом, 2013. - 415с.В книге рассматриваются этапы становления библиотечного дела в России и за рубежом. Читатель получит богатую информацию
о том, как на протяжении почти четырех тысячелетий библиотеки служат науке, образованию и культуре. Как менялись их методы и оснащение. Особое внимание уделено дню сегодняшнему, когда в их деятельность все активнее внедряются новые компьютерные технологии.
Курс лекций адресован в первую очередь студентам средних и высших специальных учебных заведений, преподавателям, работникам библиотек.
* * *
Басамыгина И.Н., Апанасенко А.А. Маркетинг как
технология управления современной библиотекой: научно-практическое
пособие. –М.: Литера, 2009. – 128 с.
В пособии рассматривается маркетинговое управление библиотечной деятельностью в современных экономических условиях.
Библиотечный маркетинг представлен как концепция творческого управления библиотекой, ориентированная на удовлетворение настоящих и будущих документально-информационных потребностей пользователей посредством анализа, прогнозирования и стимулирования спроса на библиотечный продукт.
* * *
Библиотека
и закон : юрид. журнал-справочник. Вып. 35 (2/2013) .–М. : Либерея-Бибинформ, 2013. – 373 с. Журнал-справочник «Библиотека и закон»
публикует с комментариями ведущих специалистов наиболее важные для
библиотечной сферы законодательные и подзаконные акты федерального и
регионального уровней.В последнее десятилетие, в связи с выходом ряда юридических установлений, радикально меняющих статус и положение библиотек, многие субъекты Российской Федерации приняли новые законы о библиотечном деле или внесли важные изменения в ранее принятые документы. Образцы регионального законодательства, недавно вступившие в действие, составляют первый раздел очередного выпуска журнала.
Принципиальное значение для библиотек имеет отнесение их к числу казённых, бюджетных или автономных учреждений. В связи с этими новациями большинство библиотек обновило уставную и инструктивную документацию. В методических целях мы знакомим профессиональную общественность с образцами таких документов.
Финансовой деятельности библиотек будет посвящён ещё один раздел издания. В нём представлены документы, позволяющие организовывать и проводить торги в целях комплектования фондов, приобретения оборудования и мебели.
Нормативная база фандрейзинга и использования благотворительного потенциала отечественных и зарубежных спонсоров в интересах библиотек будет представлена в следующем разделе тома.
Завершат выпуск Приложения. В их состав, по традиции, мы включаем стандарты, а также регламенты — акты отраслевой стандартизации, вышедшие в юридическую практику в 2000-е годы.
Журнал-справочник «Библиотека и закон» — единственное издание, в полном виде раскрывающее документальную правовую базу функционирования библиотечной, библиографической, издательской и информационной сфер общественной жизни России.
* * *
Бойкова О.Ф. Защита персональных
данных: касается всех!:
практическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ,
2012. – 96 с.
Пособие посвящено актуальной проблеме в сфере правового регулирования деятельности
библиотек: реализации основных положений законодательства о персональных
данных, связанных с их получением, обработкой, хранением и использованием в
традиционном и электронном видах применительно к читателям и работникам.Рассматриваются общие вопросы
обработки персональных данных в библиотеке, особенности их защиты. Предлагаются
юридические консультации и методические рекомендации.
В издании помещены образцы нормативных
и технологических документов библиотек, включая согласие на обработку
персональных данных, отзыв согласия на обработку персональных данных, формы
регистрационной карточки пользователя, формуляра, читательского билета и др.
Пособие предназначено для
руководителей библиотечно-информационных учреждений, широкого круга
библиотечных работников, преподавателей и студентов соответствующих факультетов
институтов и колледжей культуры.
В методических рекомендациях, касающихся применения в библиотеках основных положений законодательства о персональных данных, рассматриваются общие вопросы их обработки, особенности их защиты и использования в традиционном и электронном виде.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности работы российских библиотек с вредоносными документами, а также с печатными и электронными изданиями, электронными информационными ресурсами, причиняющими вред здоровью и социальной безопасности детей, содержащимися в сети Интернет.
Бородина В.А. Информационное обслуживание: описание, таблицы, схемы: спецкурс для методиста. - М.:Либерия-Бибинформ, 2012.-180с.
В пособии представлен материал, отражающий все аспекты библиотечно-информационного обслуживания: теоретико-методологические, содержательные, организационные, оценочные. Главной особенностью издания является использование структурно-логических таблиц, включающих всю основную информацию по библиотечно-информационному обслуживанию и удобных для практического применения. С опорой на такие схемы рассмотрены содержание понятия «информационной культуры личности», структура и модели общения библиотекаря с пользователями, классификация библиотечно-информационной продукции и услуг, средства обслуживания, методика определения его качества. Пособие включает ряд приложений, содержащих конкретные методики изучения, моделирования и оценки читательской деятельности.
Издание предназначено для библиотечных работников, осуществляющих обслуживание читателей, преподавателей и студентов вузов и колледжей культуры.
Буслаева М.А. Профи-центр в библиотеке: академия на рабочем месте: руководство по созданию профессиональной школы повышения квалификации, проведению мастер-классов, тренингов. - М.: Либерея-Бибинформ, 2013. - 112с.
Дан подробный анализ ситуации, сложившейся в системе переподготовки библиотечных кадров. На примере Липецкой областной детской библиотеки освещается деятельность основных объединений ПРОФИ-центра: Школы библиотечного менеджмента, Творческой мастерской сельского библиотекаря, Профессионального объединения молодых, Методической кафедры школьного библиотекаря. Рассказывается о слагаемых успешной деятельности этого центра.
Сборник содержит описание нескольких социальных и маркетинговых инноваций библиотек московского региона. Знакомство с конкретным опытом позволит библиотекам найти свои способы современной реализации своих социальных функций и продвижения себя в обществе.
При поиске информации в интернете существует множество подводных камней, о которых многие пользователи, и даже профессиональные библиографы не догадываются. Как правильно построить запрос, как определить достоверность найденной информации, как изучают пользователей интернета и их поисковые запросы, на эти и другие вопросы читатели получат ответы, прочитав книгу.Издание адресовано библиографам библиотек различных типов, обслуживающих пользователей в электронной среде, а также преподавателям и студентам вузов культуры, осваивающим курсы, затрагивающие проблемы библиографического поиска.
* * *
Бойкова О.Ф. Персональные данные: обработка, использование и защита: методические рекомендации.- М.: Пашков дом, 2013. - 118с.В методических рекомендациях, касающихся применения в библиотеках основных положений законодательства о персональных данных, рассматриваются общие вопросы их обработки, особенности их защиты и использования в традиционном и электронном виде.
* * *
Бойкова О. Ф. Работа библиотек по противодействию распространению информации, причиняющей вред здоровью и социальной безопасности детей: методические рекомендации. - М.: Пашков дом, 2013. - 172 с.В методических рекомендациях рассматриваются особенности работы российских библиотек с вредоносными документами, а также с печатными и электронными изданиями, электронными информационными ресурсами, причиняющими вред здоровью и социальной безопасности детей, содержащимися в сети Интернет.
* * *
Бородина В.А. Информационное обслуживание: описание, таблицы, схемы: спецкурс для методиста. - М.:Либерия-Бибинформ, 2012.-180с.
В пособии представлен материал, отражающий все аспекты библиотечно-информационного обслуживания: теоретико-методологические, содержательные, организационные, оценочные. Главной особенностью издания является использование структурно-логических таблиц, включающих всю основную информацию по библиотечно-информационному обслуживанию и удобных для практического применения. С опорой на такие схемы рассмотрены содержание понятия «информационной культуры личности», структура и модели общения библиотекаря с пользователями, классификация библиотечно-информационной продукции и услуг, средства обслуживания, методика определения его качества. Пособие включает ряд приложений, содержащих конкретные методики изучения, моделирования и оценки читательской деятельности.
Издание предназначено для библиотечных работников, осуществляющих обслуживание читателей, преподавателей и студентов вузов и колледжей культуры.
* * *
Бородина С. Д., Ключенко Т. И. Профессиональная культура библиотекарей: библиотечный дискурс. Теория и практика реализации: учеб.-метод. пособие/ С. Д. Бородина, Т. И. Ключенко. - М.: Литера, 2013. - 184.
В данной работе исследуются проблемы методологии дискурса и его применимости в библиотековедческих исследованиях, аксиологически-коммуникационное пространство профессиональной культуры библиотекарей, а также коммуникационное поле социокультурного дискурса профессиональной культуры библиотекарей на примере "библиотечной математики" и профессиональной субкультуры библиотекарей.
Бородина В.А. Психология библиотечного обслуживания: научно-практическое пособие. - М.: Литера, 2013. - 296с.
В данной работе исследуются проблемы методологии дискурса и его применимости в библиотековедческих исследованиях, аксиологически-коммуникационное пространство профессиональной культуры библиотекарей, а также коммуникационное поле социокультурного дискурса профессиональной культуры библиотекарей на примере "библиотечной математики" и профессиональной субкультуры библиотекарей.
* * *
Бородина В.А. Психология библиотечного обслуживания: научно-практическое пособие. - М.: Литера, 2013. - 296с.
Особенностью пособия является возможность изучения
библиотечно-психологического знания с помощью разнообразных заданий,
практикумов. Книга включает следующие разделы: «Мотивация чтения и ее
изучение», «Диагностика читательской деятельности», «Общение
библиотекаря с читателем», «Библиотекарь-психолог», «Тренинг памяти»,
«Типология читателей – основа психологии общения».
* * *
Дан подробный анализ ситуации, сложившейся в системе переподготовки библиотечных кадров. На примере Липецкой областной детской библиотеки освещается деятельность основных объединений ПРОФИ-центра: Школы библиотечного менеджмента, Творческой мастерской сельского библиотекаря, Профессионального объединения молодых, Методической кафедры школьного библиотекаря. Рассказывается о слагаемых успешной деятельности этого центра.
* * *
Васильченко Н. П., Васильченко Н. Н. Современное делопроизводство в библиотеке: практическое пособие. - М.: Литера, 2013. - 112с.
В данном издании анализируется реализация функций управления библиотечным делом с помощью служебных документов. Определенное место уделено электронному делопроизводству и документационному обеспечению проведения государственных закупок в библиотеке. Отдельное внимание обращено на составление и оформление наиболее часто встречающихся в управленческой деятельности видов документов: номенклатуры дел, служебных писем, устава, правил, положения, инструкций, приказов, протоколов.
* * *
Внедряем новые проекты: из опыта работы библиотек. - М.: Пашков дом, 2013. - 52 с.Сборник содержит описание нескольких социальных и маркетинговых инноваций библиотек московского региона. Знакомство с конкретным опытом позволит библиотекам найти свои способы современной реализации своих социальных функций и продвижения себя в обществе.
* * *
Галеева И. С. Путеводитель библиографа по Интернету. - СПб.: Профессия, 2013. - 240с.При поиске информации в интернете существует множество подводных камней, о которых многие пользователи, и даже профессиональные библиографы не догадываются. Как правильно построить запрос, как определить достоверность найденной информации, как изучают пользователей интернета и их поисковые запросы, на эти и другие вопросы читатели получат ответы, прочитав книгу.Издание адресовано библиографам библиотек различных типов, обслуживающих пользователей в электронной среде, а также преподавателям и студентам вузов культуры, осваивающим курсы, затрагивающие проблемы библиографического поиска.
* * *
Голенок Л. Н. Лидерство в библиотеках: региональный профиль : учеб.-метод. пособие / Л. Н. Голенок. - Москва: ЛИТЕРА, 2012. - 89 с.
Автором предпринята адаптация профиля евроменеджера с целью характеристики инструментального пакета компетенции лидера региональной библиотеки.
Изложены научно-методические основы лидерства: теория творческих стилей; классификация ролевых функций и алгоритм шагов от менеджера до лидера; особенности деловой культуры; концепция Библиотекаря 2.0. Характеристика инструментального подхода включает анализ деятельности 20 лидеров библиотек и результатов творческого стиля управления библиотеками в регионах России.
Пособие адресовано студентам профильных вузов; библиотекарям, специализирующимся в современных технологиях управления.
В книге Светланы Головко предложены и подробно рассмотрены оптимальные варианты использования креативных технологий в образовании, развитии и поддержке библиотечных специалистов нового поколения в условиях инновационного развития общества. Большое внимание уделено интерактивным формам обучения, формирования профессиональной компетентности, стимулирования познавательной активности и преобразовательной деятельности библиотечных лидеров, способных к принятию решений, максимальноспособствующих обновлению формальной и содержательной деятельности в библиотечной сфере.
В книге освещаются вопросы истории, анализируются традиции и современные инновации культурно-просветительской миссии библиотеки. Предложены авторские активные формы культуротворческой деятельности библиотечных специалистов, реализации их творческого потенциала в целях формирования культурного пространства и создания благоприятной информационно-просветительской среды. Изложены практико-ориентированные методики приобщения к духовно-нравственным ценностям через чтение лучших произведений отечественной литературы XX века, использования художественно-эстетического потенциала для воспитания литературного вкуса и определения нравственных ориентиров в современном социуме. Представлены креативные средства обучения библиотечных специалистов технологии культурно-просветителькой деятельности, внедрению новейших методик и практик.
Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика: научно-методическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2013. - 160с.
Каждая библиотека должна адаптироваться к интересам пользователей, то
есть к окружающей её социальной среде. В предлагаемом издании учёные из
Новосибирска поставили цель изучить механизмы такой адаптации
(деятельностно-функциональные, структурные, инновационные) в регионах с
различными природными условиями, экономическими характеристиками,
национальным составом, применительно к разным категориям читателей.
Полученные методики можно непосредственно рекомендовать любой библиотеке
с учётом её местонахождения и профиля. При анализе использовались
математические методы и модели.Издание будет полезно руководителям
органов управления культурой, директорам библиотек, может служить
учебным пособием для студентов библиотечно-информационных факультетов
высших учебных заведений.
Дрешер Ю. Н. Креативность и интеллект. Книга I. Креативное мышление. Развитие творческих и аналитичнских способностей: Учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. - М.: Литера, 2012. - 160 с.
Рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием творческих и аналитических способностей специалистов различных сфер деятельности: креативность и ее связь с интеллектом, природа и виды мышления, творчество, творческое воображение, исторические аспекты развития мышления, генетические факторы креативной личности и т.д.
В пособии рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием творческих и аналитических способностей специалистов различных сфер деятельности: креативность и ее связь с интеллектом, природа и виды мышления, творчество, творческое воображение, исторические аспекты развития мышления, генетические факторы креативной личности.
Автором предпринята адаптация профиля евроменеджера с целью характеристики инструментального пакета компетенции лидера региональной библиотеки.
Изложены научно-методические основы лидерства: теория творческих стилей; классификация ролевых функций и алгоритм шагов от менеджера до лидера; особенности деловой культуры; концепция Библиотекаря 2.0. Характеристика инструментального подхода включает анализ деятельности 20 лидеров библиотек и результатов творческого стиля управления библиотеками в регионах России.
Пособие адресовано студентам профильных вузов; библиотекарям, специализирующимся в современных технологиях управления.
* * *
Головко С. И. Креатив-технологии в библиотечной сфере: монография. - М.: Пашков дом, 2013. - 168с.В книге Светланы Головко предложены и подробно рассмотрены оптимальные варианты использования креативных технологий в образовании, развитии и поддержке библиотечных специалистов нового поколения в условиях инновационного развития общества. Большое внимание уделено интерактивным формам обучения, формирования профессиональной компетентности, стимулирования познавательной активности и преобразовательной деятельности библиотечных лидеров, способных к принятию решений, максимально
* * *
Головко С. И. Культурно-просветительская деятельность библиотеки: актуальные аспекты: монография/ С. И. Головко. - М.: Литера, 2014. - 168 с.В книге освещаются вопросы истории, анализируются традиции и современные инновации культурно-просветительской миссии библиотеки. Предложены авторские активные формы культуротворческой деятельности библиотечных специалистов, реализации их творческого потенциала в целях формирования культурного пространства и создания благоприятной информационно-просветительской среды. Изложены практико-ориентированные методики приобщения к духовно-нравственным ценностям через чтение лучших произведений отечественной литературы XX века, использования художественно-эстетического потенциала для воспитания литературного вкуса и определения нравственных ориентиров в современном социуме. Представлены креативные средства обучения библиотечных специалистов технологии культурно-просветителькой деятельности, внедрению новейших методик и практик.
* * *
Гузнер С.С.Адаптация библиотек: подходы, методы, модели, практика: научно-методическое пособие. - М.: Либерея-Бибинформ, 2013. - 160с.
* * *
Дрешер Ю. Н. Креативность и интеллект. Книга I. Креативное мышление. Развитие творческих и аналитичнских способностей: Учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Дрешер. - М.: Литера, 2012. - 160 с.
Рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием творческих и аналитических способностей специалистов различных сфер деятельности: креативность и ее связь с интеллектом, природа и виды мышления, творчество, творческое воображение, исторические аспекты развития мышления, генетические факторы креативной личности и т.д.
* * *
Дрешер Ю. Н. Креативность и интеллект: Книга II. Стратегии творческого мышления. Индивидуальные методы генерации идей:учеб.- метод. пособие /Ю.Н. Дрешер.— М.: Литера, 2013—128 с.
Во второй части рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием творческих и аналитических способностей специалистов различных сфер деятельности: креативность и ее связь с интеллектом, природа и виды мышления, творчество и творческое воображение, исторические аспекты развития мышления, генетические факторы креативной личности и т.д.
* * *
Дрешер Ю. Н. Креативность и интеллект: Книга III. Техники групповых креативных решений /Ю.Н. Дрешер. учеб.- метод. пособие.— М.: Литера, 2013—288с.В пособии рассматривается ряд вопросов, связанных с развитием творческих и аналитических способностей специалистов различных сфер деятельности: креативность и ее связь с интеллектом, природа и виды мышления, творчество, творческое воображение, исторические аспекты развития мышления, генетические факторы креативной личности.
* * *
Елизаров Р. У. Информационно-коммуникационные технологии: готовность библиотек к электронному развитию: науч.-практическое пособие/ Р.У.Елизарова. - М.: Литера, 2013. - 136 с.
В издании рассмотрен феномен информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечной сфере, даны показатели оценки развития и использования этих технологий в библиотеках. Проведен анализ использования ИКТ для развития библиотек в регионах России. На примере сети муниципальных библиотек Республики Татарстан представлены направления использования ИКТ, освещена технология корпоративной деятельности в рамках автоматизированной библиотечно-информационной системы "Руслан".
* * *
Захаренко М. П. Молодые кадры современной библиотеки. Организационно-управленческий подход. - СПб.: Профессия, 2013. - 240с.
Материал
пособия отражает актуальную для библиотековедения и современной
библиотечной практики проблему управления профессиональной мотивацией
молодых библиотечных специалистов. Оценивается состояние кадровой
ситуации в библиотечной отрасли, сопоставляются и логически
интерпретируются социально-демографические параметры молодых
библиотечных специалистов. Представлены факторы, влияющие на
формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных
сотрудников, аргументированы мотиваторы и демотиваторы их
профессиональной деятельности, обоснован комплекс
организационно-управленческих условий формирования и развития позитивной
профессиональной мотивации молодого библиотечного персонала.
* * *
Каптеров А. И. Компьютеризация информационных технологий: учебное пособие / А. И. Каптеров. - М.: Литера, 2013. - 304 с.
Учебное издание предназначено для студентов социально-гуманитарного профиля, слушателей курсов повышения квалификации, практикующих информационных специалистов.
* * *
Кашкаров А. П. Новации в читальном зале: развивающие игры, мотивационные конкурсы. - М.: Либерея-Бибинформ. - 112 с.
Новинка!
Кашкаров А. П. Адаптация мигрантов: роль библиотеки: методические рекомендации специалистов-практиков. - М.: Либер-Дом, 2014. - 128 с.
В пособии рассматриваются перспективы и актуальные проблемы работы с трудовыми мигрантами в стенах библиотеки. Основной упор сделан на практические приёмы и решения, касающиеся ускоренной адаптации читателей-мигрантов и членов их семей к новым для них условиям жизни и труда путём приобщения к российской культуре посредством библиотек. Кроме того, с помощью данного пособия специалисты более эффективно подготовятся к работе по удовлетворению запросов на книги, периодические издания и библиотечные услуги, поступающие от любых читателей, которые испытывают трудности в выражении своих предпочтений на русском языке.
* * *
В книге описаны апробированные приемы и новации в обучении детей чтению, которые библиотекарь-практик может использовать в своей работе. Широко представлены развивающие чтение игры, идеи, комплексы. Автор предлагает читателю синтез десятилетнего опыта воспитания детей, а также собственных экспериментов.
* * *
В книге рассматривается
организация семейного чтения как метод дополнительного образования и воспитания
ребёнка школьного возраста. Описываются методики мотивации личностного интереса
к чтению. Даются проверенные опытом методические рекомендации со стороны
родителя и педагога.
Автор побуждает читателя открыть глаза на своего ребёнка, научиться учитывать реальные интересы маленькой личности. Рассматривается острая проблема «нечтения» детей. Исследуется роль библиотеки и школы в воспитании читателя.
В приложении даны практические материалы по образовательным технологиям.
Издание адресовано широкому кругу воспитателей, в первую очередь — родителям, библиотекарям, педагогам.
Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки: Учебно-методическое пособие / В.К. Клюев. - (Современная библиотека).
В пособии систематизированы знания в области организационно-экономических аспектов деятельности российской библиотеки, особое внимание уделяется локальной внутрибиблиотечной нормативно-правовой регламентации экономических правоотношений
Учебное пособие направлено на комплексное обеспечение разработчиков электронных информационных ресурсов информацией теоретического, методического, организационного и справочного характера. В работе детально рассмотрены технологические аспекты формирования электронных информационных ресурсов различного типа.
Учебно-методическое пособие предлагает один из вариантов рассмотрения информационного взаимодействия – с точки зрения его теоретико-философских основ и практической реализации. Для самопроверки уровня усвоения знаний включены контрольные задания.
Пособие предназначено для сотрудников библиотек и других учреждений информационной среды.
Данное учебно- практическое пособие написано с целью теоретического осмысления содержания и роли креативного менеджмента в библиотечной сфере. В пособии анализируется сущность библиотечного творчества и творческой деятельности, раскрывается взаимосвязь творчества и инноваций, характеризуется структура творческого потенциала, факторы и барьеры креативности библиотечного специалиста. особое внимание уделяется описанию средств активизации креативности личности.
В книге представлена панорама управления библиотечным делом России на протяжении 100 лет на основе публикаций ведущего профессионального журнала «Библиотека». Приведённый обширный фактический материал позволяет проследить конкретную эволюцию органов управления библиотечной сферой и применявшихся ими управленческих методов. Рассматриваются методики планирования, отчётности, сбора и анализа статистической информации.
В собранных журнальных публикациях детально освещаются основные реформы и преобразования библиотечной сети страны в связи с протекавшими в ней политическими процессами. Большое внимание уделено некоторым профессиональным акциям (Библиотечный поход, Всесоюзная библиотечная перепись и др.), а также централизации библиотек и созданию ЦБС в 1970-е гг. Значимое место занимают материалы, посвящённые кардинальным изменениям в методологии управления библиотечным делом, происшедшим на рубеже 1980–1990-х гг.
Книга адресована руководителям библиотек всех систем и ведомств, работникам органов управления культурой, профессорско-преподавательскому составу профильных учебных заведений.
В методических рекомендациях, подготовленных специалистами РГБ и опробированных с положительным результатом в ряде ее отделов, рассматриваются основные положения нормирования библиотечного труда: затраты рабочего времени и их классификация , методы нормирования библиотечных процессов, проектирование норм с учетом специфики библиотечного труда, организация работы по нормированию и внедрение норм в практику.
В специальный раздел выделены готовые сценарии мероприятий, описания книжных выставок.
Предложены рекомендательные списки литературы и методических материалов.
Книга адресована детским библиотекарям, воспитателям детских садов, педагогам начальной школы и системы дополнительного образования.
Предлагаемое пособие характеризует современные формы деятельности библиотеки по раскрытию фондов, продвижению книги к читателю, активизации общественного интереса к чтению. В нем содержаться разработки мероприятий, осуществляемых с использованием разнообразных наглядных материалов и средств коммуникации и проводимых непосредственно в виртуальной среде или традиционных условиях, но с опорой на новые информационные технологии.
Равинский Д.К. Библиотека и гражданское общество: изучая зарубежный опыт. – Санкт-Петербург : РНБ, 2013. – 168 с.
В издании на основе материалов о библиотечном деле различных зарубежных стран (США, Великобритания, Скандинавия, Франция, Япония, Румыния и др.) рассмотрена проблематика, связанная с такими направлениями, как роль библиотек в развитии демократии в условиях формирования информационного общества, социальная справедливость и преодоление социального отчуждения, полиэтническое обслуживание и диверсификация библиотечных кадров, интеллектуальная свобода в библиотеках, адвокация и поощрение гражданской активности и др. Ключевым фактором в этом плане представляется поддержание в посетителе библиотеки чувства социального и гражданского достоинства. Издание будет интересно широкому кругу библиотечных работников.
В пособии предложена эффективная система организации профориентационной работы, созданная и апробированная во Владимировской области. Она включает девять модулей и охватывает различные направления профессиональной ориентации, которая рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного библиотечного образования.Раскрыты цели и содержание каждого модуля, их структура и формы работы внутри них.
Данное пособие дает оптимальный минимум необходимых теоретических знаний по различным аспектам применения фирменных веб-сайтов в деятельности библиотек.
Автор побуждает читателя открыть глаза на своего ребёнка, научиться учитывать реальные интересы маленькой личности. Рассматривается острая проблема «нечтения» детей. Исследуется роль библиотеки и школы в воспитании читателя.
В приложении даны практические материалы по образовательным технологиям.
Издание адресовано широкому кругу воспитателей, в первую очередь — родителям, библиотекарям, педагогам.
* * *
Клюев В.К.Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки: Учебно-методическое пособие / В.К. Клюев. - (Современная библиотека).
В пособии систематизированы знания в области организационно-экономических аспектов деятельности российской библиотеки, особое внимание уделяется локальной внутрибиблиотечной нормативно-правовой регламентации экономических правоотношений
* * *
Колкова Н.И. Технологии создания электронных информационных ресурсов: учебное пособие. - М.: Литера, 2013. - 360с.Учебное пособие направлено на комплексное обеспечение разработчиков электронных информационных ресурсов информацией теоретического, методического, организационного и справочного характера. В работе детально рассмотрены технологические аспекты формирования электронных информационных ресурсов различного типа.
* * *
Кряжева М.Ф. Информационное взаимодействие в библиотечной среде.: теоретические основы и практическая реализация. - М.: Литера, 2013. - 96с.Учебно-методическое пособие предлагает один из вариантов рассмотрения информационного взаимодействия – с точки зрения его теоретико-философских основ и практической реализации. Для самопроверки уровня усвоения знаний включены контрольные задания.
Пособие предназначено для сотрудников библиотек и других учреждений информационной среды.
* * *
Культурная среда России: формирование личности. Сценарии и игровые программы. - М.: Либерея-Бибинформ, 2014. - 96 с.
В рамках предлагаемого сборника собраны сценарии праздников, развлечений и занятий для детей дошкольных общеобразовательных учреждений, учащихся начальной и средней школы, которые помогут библиотекарям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования провести разнообразные мероприятия и показать вступающему в жизнь ребенку и подростку необходимость овладения культурным наследием своей Родины и привлекательность в современных условиях понятия "культурный человек".
* * *
Лынник, Елена Владимировна. Региональная
библиотечная политика: особенности формирования и реализация:
[научно-методическое пособие]. - Москва: Литера, 2009. -
105 c. - (Современная библиотека; вып. 55). - Библиография: с. 91-97.
Пособие затрагивает такие важные вопросы, возникающие
в процессе деятельности библиотек, как региональная библиотечная
политика и ее понятийно-категориальный аппарат, нормативно-правовое
обеспечение, особенности формирования и реализации, основные направления
и тенденции совершенствования библиотечной политики на примере
Краснодарского края. Пособие предназначено для руководителей библиотек,
руководителей подразделений библиотеки, а также работников,
разрабатывающих перспективные направления развития и совершенствование
системы работы библиотек.
* * *
Макеев О. В. Адаптация публичных библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения: науч.- практ. пособие / О. В. Макеева. - М.: Литера, 2013. - 420 с.
В пособии рассматриваются вопросы, связанные с теориями социокультурных практик населения и адаптации, использования разных методов их изучения в библиотечной деятельности, а также воздействия социокультурных практик населения на адаптивные процессы библиотек. Предлагаются малоиспользуемые в библиотековедении методы изучения влияния внешней и внутренней среды на деятельность библиотек: социологические, статистические, менеджмента.
* * *
Матеева И. Ю. Креативный менеджмент в библиотеке: учеб. - практ. пособие / И. Ю. Матвеева. - М.: Литера, 2012. - 144 с.Данное учебно- практическое пособие написано с целью теоретического осмысления содержания и роли креативного менеджмента в библиотечной сфере. В пособии анализируется сущность библиотечного творчества и творческой деятельности, раскрывается взаимосвязь творчества и инноваций, характеризуется структура творческого потенциала, факторы и барьеры креативности библиотечного специалиста. особое внимание уделяется описанию средств активизации креативности личности.
* * *
Наука управлять: стратегия библиотекаря. - М.: Журнал "Библиотека", 2013. - 480с.В книге представлена панорама управления библиотечным делом России на протяжении 100 лет на основе публикаций ведущего профессионального журнала «Библиотека». Приведённый обширный фактический материал позволяет проследить конкретную эволюцию органов управления библиотечной сферой и применявшихся ими управленческих методов. Рассматриваются методики планирования, отчётности, сбора и анализа статистической информации.
В собранных журнальных публикациях детально освещаются основные реформы и преобразования библиотечной сети страны в связи с протекавшими в ней политическими процессами. Большое внимание уделено некоторым профессиональным акциям (Библиотечный поход, Всесоюзная библиотечная перепись и др.), а также централизации библиотек и созданию ЦБС в 1970-е гг. Значимое место занимают материалы, посвящённые кардинальным изменениям в методологии управления библиотечным делом, происшедшим на рубеже 1980–1990-х гг.
Книга адресована руководителям библиотек всех систем и ведомств, работникам органов управления культурой, профессорско-преподавательскому составу профильных учебных заведений.
* * *
Нормирование труда в библиотеке: методические рекомендации. - М.: Пашков дом, 2013. - 75 с.В методических рекомендациях, подготовленных специалистами РГБ и опробированных с положительным результатом в ряде ее отделов, рассматриваются основные положения нормирования библиотечного труда: затраты рабочего времени и их классификация , методы нормирования библиотечных процессов, проектирование норм с учетом специфики библиотечного труда, организация работы по нормированию и внедрение норм в практику.
* * *
Пантюхова Т.В. Здоровая нация - это мы: методическая эстафета проектов и программ. - М.: Либерея - Бибинформ, 2014.-128 с.
Пособие содержит разнообразные материалы по данной тематике, апробированные в Нижегородской областной детской библиотеке. Это теоретические разработки, несущие важную методическую информацию; конкретные, пригодные к реализации сценарии и планы мероприятий, описания выставок; представительные списки литературы по предмету и большой свод информативных приложений справочного характера.
* * *
Пантюхова Т.В. Проекты и гранты. От замысла - к реализации: сборник-тренажер. - М.: Либерея - Бибинформ, 2014. - 144 с.
Предлагаемый сборник представляет собой методическое пособие по проектной деятельности библиотек. Каждая глава содержит теоретический материал и конкретные проектные разработки, апробированные на практике.
* * *
Издание содержит материалы по
работе с научно-познавательной литературой и методические советы по проведению Недель
детской и юношеской книги в библиотеке.
Большая часть сборника состоит из игровых ситуаций и практических рекомендаций
по самому широкому спектру тем, связанных с книжностью (образ читателя детской
библиотеки; научно-познавательная детская литература; индивидуальное и массовое
обслуживание детей; проведение занятий с читателями; организация акций,
праздников, ролевых игр; работа с изданиями гуманитарной, краеведческой,
искусствоведческой, естественно-научной направленности; история книги и
библиотек; формирование информационной культуры).В специальный раздел выделены готовые сценарии мероприятий, описания книжных выставок.
Предложены рекомендательные списки литературы и методических материалов.
Книга адресована детским библиотекарям, воспитателям детских садов, педагогам начальной школы и системы дополнительного образования.
* * *
Плохотник Т. М. Детский библиотекарь. Практическое пособие: сценарии, игры, мастер-классы. - М.: Либерея-Бибинформ, 2014. - 128 с.Предлагаемое пособие характеризует современные формы деятельности библиотеки по раскрытию фондов, продвижению книги к читателю, активизации общественного интереса к чтению. В нем содержаться разработки мероприятий, осуществляемых с использованием разнообразных наглядных материалов и средств коммуникации и проводимых непосредственно в виртуальной среде или традиционных условиях, но с опорой на новые информационные технологии.
* * *
Протопопова Е. Э. Научная работа. Новые правила оформления. Библиографический аппарат научных, исследовательских и творческих работ/ Е. Э. Протопопова. - М.: Литера, 2014. - 64 с.
Издание посвящено российским правилам оформления научных, исследовательских и творческих работ.
* * *
Равинский Д.К. Библиотека и гражданское общество: изучая зарубежный опыт. – Санкт-Петербург : РНБ, 2013. – 168 с.
В издании на основе материалов о библиотечном деле различных зарубежных стран (США, Великобритания, Скандинавия, Франция, Япония, Румыния и др.) рассмотрена проблематика, связанная с такими направлениями, как роль библиотек в развитии демократии в условиях формирования информационного общества, социальная справедливость и преодоление социального отчуждения, полиэтническое обслуживание и диверсификация библиотечных кадров, интеллектуальная свобода в библиотеках, адвокация и поощрение гражданской активности и др. Ключевым фактором в этом плане представляется поддержание в посетителе библиотеки чувства социального и гражданского достоинства. Издание будет интересно широкому кругу библиотечных работников.
* * *
Рассадина М.И. Ориентация на библиотечную профессию: модульный подход. - М.: Либерея-Бибинформ, 2013. - 128с.В пособии предложена эффективная система организации профориентационной работы, созданная и апробированная во Владимировской области. Она включает девять модулей и охватывает различные направления профессиональной ориентации, которая рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного библиотечного образования.Раскрыты цели и содержание каждого модуля, их структура и формы работы внутри них.
* * *
Сабинина Т. Б. Организационная культура библиотеки / Т. Б. Сабинина. - СПб.: Профессия, 2014. - 304с.
В пособии рассматриваются различные подходы к формированию организационной культуры в библиотеке. Основной акцент автор делает на формировании миссии и ценностей библиотеки, отношении к истории и традициям, проблемах мотивации и поощрения сотрудников, приобщении новых членов коллектива к ценностям библиотеки.
* * *
Салий В. В. Методика применения аналитико-синтетической переработки информации к фирменным вэб-сайтов / В. В. Салий. - М.: Литера, 2013. - 152 с.
* * *
Сахаренкова Р.С. Специалист книжного рынка. Креативность профессии: идеи, методики, действия. - М.: Либерея-Бибинформ, 2014. - 128 с.
В пособии представлены авторские разработки в области обучения креативным технологиям в книжном деле. Обобщены основные методики развития креативного мышления у специалистов книжной отрасли.
Справочник библиографа — одно из немногих на профессиональном книжном рынке изданий, отражающих место библиографии в системе информационно-коммуникационной деятельности, все основные процессы библиографирования и библиографического обслуживания.
В четвертом издании справочника учтены изменения, произошедшие в библиографической деятельности за последние семь лет. Обновлены и расширены разделы, связанные с формированием отраслевых информационных ресурсов, библиографическим обслуживанием, созданием библиографической продукции. Введен новый материал по проблемам сервисного подхода к библиографической деятельности, работе виртуальных справочных служб, управлению качеством библиографического обслуживания.
* * *
* * *
Новинка!
Серебряная М. Я. Типология чтения и читателей художественной литературы: науч.-практ.пособие / М. Я. Серебряная, Г. Н. Швнцова-Водка. - М.: Литера, 2014. - 304 с.
Как помочь читателям в их читательской деятельности: в выборе литературно-художественных произведений для чтения, наиболее полном их восприятии как произведений искусства, в последствии художественной литературы. Этим вопросам и посвящается данная книга.
* * *
Справочник библиографа. - 4-е изд,, испр. и доп. - СПб.: Профессия, 2014. - 768 с.
Справочник библиографа — одно из немногих на профессиональном книжном рынке изданий, отражающих место библиографии в системе информационно-коммуникационной деятельности, все основные процессы библиографирования и библиографического обслуживания.
В четвертом издании справочника учтены изменения, произошедшие в библиографической деятельности за последние семь лет. Обновлены и расширены разделы, связанные с формированием отраслевых информационных ресурсов, библиографическим обслуживанием, созданием библиографической продукции. Введен новый материал по проблемам сервисного подхода к библиографической деятельности, работе виртуальных справочных служб, управлению качеством библиографического обслуживания.
* * *
Справочник библиотекаря. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2013. - 640 с. - (Серия "Библиотека").
Новое 4-е издание Справочника отражает те важные изменения в библиотечном деле, которые произошли в последние годы. В четвертое издание включены новые разделы, связанные с менеджментом библиотечно-информационной деятельности, внедрением системы менеджмента качества в библиотеке, особенностями инновационной деятельности библиотек. В значительной степени переработаны материалы по библиографическому описанию, формированию библиотечных фондов и экономике библиотечной деятельности. Кардинально обновлен раздел, посвященный проблемам библиотечного образования. Справочник предназначен для широкого круга библиотечных работников, а также преподавателей и студентов высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальности 071201 - Библиотечно-информационная деятельность.
книга позволит вооружить читателей всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими использовать Интернет в различных библиотечных процессах. Воспитать у библиотекарей готовность к новой реальности, информационной деятельности, в которой именно интернет-технологии будут определять стратегию, тактику и методы библиотечного обслуживания.
Пособие помогает заинтересованным читателям критически взглянуть на методику и технологию собственных проводимых социологических исследований чтения и пополнить свой методический арсенал нетрадиционными качественными методами.
Суслова И. М. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты. - СПб.: Профессия, 2012. - 240с.
* * *
Степанов В.К. Применение Интернета в библиотечных процессах. - М.: Литера, 2013. - 320с.книга позволит вооружить читателей всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими использовать Интернет в различных библиотечных процессах. Воспитать у библиотекарей готовность к новой реальности, информационной деятельности, в которой именно интернет-технологии будут определять стратегию, тактику и методы библиотечного обслуживания.
* * *
Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика: науч. - практ. пособие/ Н. А. Стефановская. - М.: Литера, 2013. - 144 с.Пособие помогает заинтересованным читателям критически взглянуть на методику и технологию собственных проводимых социологических исследований чтения и пополнить свой методический арсенал нетрадиционными качественными методами.
* * *
Суслова И. М. Информационно-библиотечный менеджмент: психологические аспекты. - СПб.: Профессия, 2012. - 240с.
Представлены психологические технологии в работе с персоналом. Раскрываются закономерности управленческого общения, правила и нормы этики деловых отношений. Значительное внимание уделяется групповым и личностным факторам социально-психологического климата в библиотечном коллективе. Обосновывается методика управления конфликтами.
Рассматриваются вопросы психологии личности и профессионализма руководителя библиотеки, лидерство и стиль руководства, факторы самоменеджмента руководителя.
Учебное пособие предназначено студентам, магистрантам, аспирантам, обучающимся в системе профессионального образования библиотечно-информационных кадров, а также слушателям системы повышения квалификации и руководителям библиотек.
О библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек.
Фенелонов Е.А.
Власть и библиотека, или когда чиновники во благо: аналитические заметки управленца. - М.: Либерея - Бибинформ, 2013. - 296с.
Книга принадлежит перу одного из наиболее опытных и авторитетных библиотечных руководителей России. В ней совмещены два жанра — исследовательский и мемуарный. Автор подробно рассказывает о работе руководящих органов управления российских библиотек в переломный период создания территориальных централизованных библиотечных систем, до сих пор составляющих структурную основу библиотечной сети Российской Федерации. Анализируются ход подготовки и принятия важнейших управленческих решений, содержание основных нормативных документов, деловые качества крупных руководителей, вписавших свои имена в историю библиотечного дела России. В результате книга превращается в ценное учебно-практическое пособие для специалиста-управленца, оставаясь при этом увлекательным чтением для всех, кто интересуется историей библиотечного дела.Издание адресовано руководителям отдельных библиотек, централизованных библиотечных систем и органов управления культурой, преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетов.
Вернуть хорошие книги читателям в таком виде, в котором их запомнили и полюбили в детстве и юности люди разных поколений, — одна из целей работы библиотек. Материалы пособия предлагают аккумулированный опыт деятельности муниципальных библиотек Астраханской области по данному направлению.
Приводятся сведения по изучению и выявлению незаслуженно забытых книг, образцы проектов, сценарии акций, мероприятий.
Взаимодействие национальных культур стало для библиотек предметом осмысления и одним из важнейших факторов поступательного развития. Библиотеки стремятся вносить свой вклад в стабилизацию отношений между людьми разных национальностей, в сохранение и возрождение национальных самобытных культур; участвовать в воспитании почтительного отношения к традициям и религии каждого этноса, в формировании толерантного мышления.
Пособие аккумулирует методологию изучения библиотеки как ресурса поликультурного пространства, акцентирует внимание на основных тенденциях и проблемах библиотечного обслуживания многонационального региона.
На опыте Астраханской области рассматриваются такие темы, как «Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации межкультурного взаимодействия», «Воспитание культуры межнационального общения: формы и методы», «Работа библиотек с художественной литературой как средством межкультурного взаимопонимания». В разделе «Культура приграничья: место и роль библиотеки» характеризуется специфика организации библиотечного обслуживания населения приграничных территорий.
В приложениях приводятся практические материалы: программы, проекты, сценарии и т. д.
Пособие рассчитано на широкий круг библиотечных работников.
* * *
Суслова И. М. Функциональные технологии информационно-библиотечного менеджмента / И. М. Суслова, Л. В. Абрамова. - СПб.: Профессия, 2014. - 280 с.Пособие отражает традиционные направления и новые тенденции в функциональных технологиях информационно-библиотечного менеджмента. Раскрываются концепция процессного подхода и инновационное направление менеджмента, называемое контроллингом.Отдельные главы посвящены формированию и развитию функций, составляющих управленческий цикл информационно - библиотечного менеджмента: планированию, организации, мотивации, контролю.
* * *
Федоров А. О. Библиотечная блогосфера. в чем феномен библиотечного блога?. - М.: Пашков дом, 2013. - 87с.
Новинка!
Татаринова Е. А. Выставки в библиотеке: зачем и как? : практическое пособие / Е. А. Татаринова. – М.: Литера, 2014. – 142, [1] с. : ил.
В пособии
освещена историография и история выставок, классификация и методика подготовки
выставок, художественное оформление, виртуальные выставки. В приложении
представлены тематические планы и содержания выставок.
* * *
О библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек.
* * *
Федоро А. О. Юрик И. В. Как продвигать библиотеку в Твиттер. - М.: Пашков дом, 2013. - 80с.
Продвижение библиотек в социальных медиа становится одним из самых эффективных направлений информационно-библиотечной деятельности на современном этапе. Сегодня социальные сети являются структурами глобального информационного обмена и играют значительную роль в формировании общественного сознания. В настоящее время микроблоги — все более популярный инструмент маркетинговых коммуникаций, а самой быстрорастущей социальной платформой в мире является сервис микроблогинга Твиттер.
Рекомендации по продвижению библиотеки в среде микроблогов, которые предложены в этой книге, являются результатом личного опыта авторов и опыта коллег, успешно работающих с этим сервисом.
* * *
Власть и библиотека, или когда чиновники во благо: аналитические заметки управленца. - М.: Либерея - Бибинформ, 2013. - 296с.
Книга принадлежит перу одного из наиболее опытных и авторитетных библиотечных руководителей России. В ней совмещены два жанра — исследовательский и мемуарный. Автор подробно рассказывает о работе руководящих органов управления российских библиотек в переломный период создания территориальных централизованных библиотечных систем, до сих пор составляющих структурную основу библиотечной сети Российской Федерации. Анализируются ход подготовки и принятия важнейших управленческих решений, содержание основных нормативных документов, деловые качества крупных руководителей, вписавших свои имена в историю библиотечного дела России. В результате книга превращается в ценное учебно-практическое пособие для специалиста-управленца, оставаясь при этом увлекательным чтением для всех, кто интересуется историей библиотечного дела.Издание адресовано руководителям отдельных библиотек, централизованных библиотечных систем и органов управления культурой, преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетов.
* * *
Шуминова И.О.
Литературные незнакомцы. Возрождение бестселлеров: практическое пособие. -
М.:Либерия-Бибинформ,2012.-160с.
Новинка!
Шеламова Г. Н. Библиотека выходит на улицы города: инновационные формы массовых акций. - М.: Либер-Дом, 2014. - 192 с.
В данном пособии освещается и обобщается опыт проведения массовых библиотечных акций вне стен библиотеки, главным образом – под открытым небом. Основу книги составило изучение деятельности двух крупных централизованных библиотечных систем – городов Елец (Липецкой области) и Воркута (Республики Коми). В приложениях предлагаются документация массовых акций, библиографический репертуар, образцы рекламных сопроводительных материалов.
* * *
Меняются времена, меняются
читательские пристрастия. Книги, которые были популярны в 60–80 гг. ХХ века,
сегодня стоят на полках невостребованными.
«Литературными незнакомцами»,
особенно для современного молодого поколения читателей, стали уже и классики, если
только они не упоминаются в школьной программе.
Появляются новые имена, новые произведения, темы и кумиры, и целый пласт высокохудожественной литературы прошлых лет и эпох постепенно превратился в «незаслуженно забытые книги». Но ведь нет аналогов авторскому слогу, мнению, впечатлению, личностной позиции, художественному своеобразию.
Книга не товар, и она не может
разделяться на старую и новую.Появляются новые имена, новые произведения, темы и кумиры, и целый пласт высокохудожественной литературы прошлых лет и эпох постепенно превратился в «незаслуженно забытые книги». Но ведь нет аналогов авторскому слогу, мнению, впечатлению, личностной позиции, художественному своеобразию.
Вернуть хорошие книги читателям в таком виде, в котором их запомнили и полюбили в детстве и юности люди разных поколений, — одна из целей работы библиотек. Материалы пособия предлагают аккумулированный опыт деятельности муниципальных библиотек Астраханской области по данному направлению.
Приводятся сведения по изучению и выявлению незаслуженно забытых книг, образцы проектов, сценарии акций, мероприятий.
* * *
Шуминова И. О. Роль библиотеки в многонациональном пространстве: программы, проекты, сценарии. - М.: Либерея - Бибинформ, 2013. - 160с.Взаимодействие национальных культур стало для библиотек предметом осмысления и одним из важнейших факторов поступательного развития. Библиотеки стремятся вносить свой вклад в стабилизацию отношений между людьми разных национальностей, в сохранение и возрождение национальных самобытных культур; участвовать в воспитании почтительного отношения к традициям и религии каждого этноса, в формировании толерантного мышления.
Пособие аккумулирует методологию изучения библиотеки как ресурса поликультурного пространства, акцентирует внимание на основных тенденциях и проблемах библиотечного обслуживания многонационального региона.
На опыте Астраханской области рассматриваются такие темы, как «Центральная библиотека региона и её роль в оптимизации межкультурного взаимодействия», «Воспитание культуры межнационального общения: формы и методы», «Работа библиотек с художественной литературой как средством межкультурного взаимопонимания». В разделе «Культура приграничья: место и роль библиотеки» характеризуется специфика организации библиотечного обслуживания населения приграничных территорий.
В приложениях приводятся практические материалы: программы, проекты, сценарии и т. д.
Пособие рассчитано на широкий круг библиотечных работников.
* * *
Экономика библиотечного дела: от госбюджета к хозрасчету/ред. В.К. Клюев. - М.: "Журнал"Библиотека"", 2013. - 480 с.
В предлагаемом издании представлены лучшие публикации журнала "Библиотека" за 100 лет его существования по проблемам экономического развития библиотеки. Подробно отражены такие аспекты библиотечной экономики, как ресурсная база профессиональной деятельности, оценка эффективности и управления качеством работы, дополнительные платные услуги, благотворительная поддержка библиотечной сферы, маркетинг в библиотеках и др.
* * *
* * *
Чепелева Л. Е. Библиотека и информационное право: учебное пособие/ Л.Е.Чепелева. - М.: Литера, 2014. - 176 с.
В книге рассмотрены основные вопросы правового регулирования информационных отношений и роль библиотек в реализации законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
* * *
Кононенко И. М. Муниципальные публичные библиотеки: трансформации во времени:научно-практическое пособие/ И. М. Кононенко. - М.: Литера, 2014. - 88 с.
В данной книге рассказано о трансформациях в современном мире общедоступных городских библиотек Саратова.
* * *
Ефимова А. Н.Формирование имиджа библиотеки как культурно-просветительского центра: учебно-практическое пособие/ А. Н. Ефимова. - М.: Литера, 2014. - 264 с.
В пособии представлен опыт создания библиотеки в XXI веке на примере Исторической библиотеки Дома Романовых в городе Костроме. Пути становления и развития в непростой социально-экономической ситуации, ответы вызовам современности, поиски своего места в социокультурной, интеллектуальной среде города, формирование имиджа библиотеки как культурно-просветительского центра - основные вопросы, рассматриваемые в данной работе. В практической части содержаться методические разработки, библиографические пособия, сценарии интеллектуальных мероприятий по пропаганде исторических знаний, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения.
* * *
Алешин Л. И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учебно-практическое пособие/ Л. И. Алешин. - М.: Литера, 2014. - 288 с.: ил.
В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания. Книга содержит множество иллюстраций. Книга представляет интерес для специалистов библиотечного дела и связанных с ним предметных областей, для сферы обучения, связанной с рассматриваемыми в ней вопросами.
* * *
Библиотека и закон: юридический журнал-справочник/ ред., О. Бородин. - М.: Либерея - Бибинформ, 2014. - 384 с. - Вып.,36.
Предлагаемый выпуск журнала-справочника состоит из трех разделов. В первом пользователи найдут законодательные и подзаконные акты, отражающие определенные изменения методологического характера в государственной социальной политике последнего времени. Во втором разделе представлена юридическая база, опираясь на которую библиотекам предстоит с начала текущего года приобретать для себя оборудование, мебель, оргтехнику и, что, конечно, важнее всего, печатные, электронные и иные издания в процессе комплектования. В третьем разделе продолжается издание полного комплекса законодательных актов субъектов РФ. В этом выпуске заключается подборка регионального законодательства статей о современных приоритетах государственной библиотечной политики страны.
* * *
Новинка!
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе.
* * *
2015 г.
Новинка!
Гендина Н. И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий/ Н. И. Гендина. - Спб.: Профессия, 2015. - 440с.
Данная книга является первым опытом анализа, систематизации и обобщения обширного теоретического и эмпирического материала в сфере лингвистического обеспечения информационно-библиотечной технологии. Дает целостное, системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечно- информационной технологии.
* * *
Новинка!
Лиллиан Дж. Работа с детьми и подростками в библиотеке: лучшие низкобюджетные проекты: практ. пособие для библиотекарей/Дж. Лиллиан. - СПб.: Профессия, 2015. - 176 с. - (Азбука библиотечной профессии).
Под одной обложкой автору удалось собрать обширный опыт американских библиотекарей по работе с детьми и подростками. Первая часть книги посвящена условиям, выполнение которых позволит успешно разработать и реализовать библиотечные программы для молодежи. Во второй части приведены примеры программ, которые могут быть реализованы в библиотеке для различных категорий детей и подростков. все программы ориентированы на реализацию и поддержку позитивных потребностей молодых людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий