Увидеть любимого писателя в окружении современников, узнать об интересных фактах из его жизни и о том, как появились герои романов и пьес, зрителям помогают биографические фильмы.
«Демоны Санкт-Петербурга», режиссер Джулиано Монтальдо, 2008 год
Идея создания фильма, в центре
которого — заговор анархистов, принадлежит Андрею Кончаловскому. Он же участвовал в создании сценария.
Драму о жизни русского писателя снял итальянский режиссер Джулиано Монтальдо,
музыку для картины написал Эннио Морриконе, а роль писателя исполнил Мики
Майнолович, известный по фильму Эмира Кустурицы «Завет».
«Демоны Санкт-Петербурга» — хоть и биографический фильм, но в то же время почти что триллер, насыщенный аллюзиями на произведения писателя. 1860 год, вскоре после убийства одного из членов правящей царской семьи Достоевский получает письмо. Он знакомится с пациентом психиатрической клиники, который рассказывает писателю о готовящемся покушении на императора и умоляет спасти девушку из числа заговорщиков. Это напоминает герою о его молодости, кружке петрашевцев и несостоявшейся казни. Писатель ищет заговорщиков, влюбляется в свою стенографистку, работает над «Игроком» и вновь оказывается перед дилеммой: что лучше — кроткая вера или насилие ради благой цели.
«Демоны Санкт-Петербурга» — хоть и биографический фильм, но в то же время почти что триллер, насыщенный аллюзиями на произведения писателя. 1860 год, вскоре после убийства одного из членов правящей царской семьи Достоевский получает письмо. Он знакомится с пациентом психиатрической клиники, который рассказывает писателю о готовящемся покушении на императора и умоляет спасти девушку из числа заговорщиков. Это напоминает герою о его молодости, кружке петрашевцев и несостоявшейся казни. Писатель ищет заговорщиков, влюбляется в свою стенографистку, работает над «Игроком» и вновь оказывается перед дилеммой: что лучше — кроткая вера или насилие ради благой цели.
ИВАН БУНИН
«Дневник его жены», режиссер Алексей Учитель, 2000 год
«Дневник его жены», режиссер Алексей Учитель, 2000 год
В фильме Алексея Учителя «Дневник его жены» 15 лет из жизни Ивана
Бунина показаны глазами его жены, Веры Буниной. Сценарий к фильму Дуня Смирнова
переписывала несколько раз, а вот его идея появилась почти случайно — из
подмеченного ею внешнего сходства Ивана Бунина и режиссера Андрея Смирнова,
который сыграл в фильме главную роль.
Имена персонажей, за исключением Бунина, изменены, однако легко узнаваемы. В центре сюжета — жизнь писателя на вилле в Грассе, где он поселился после эмиграции. Размеренный ход событий до поры нарушается лишь перебранками Веры Буниной и «ученицы» писателя — Галины Плотниковой. А вот потом привычный уклад переворачивается с ног на голову — завязывается любовный многоугольник, в который вовлечены и Бунин, и его жена, и Плотникова, и бывшая оперная певица Марга Ковтун.
После премьеры «Дневник его жены» получил Гран-при как лучший фильм на фестивале «Кинотавр» и три премии «Ника» — как лучший игровой фильм, а также призы за лучшую мужскую роль и лучшую работу кинооператора.
Имена персонажей, за исключением Бунина, изменены, однако легко узнаваемы. В центре сюжета — жизнь писателя на вилле в Грассе, где он поселился после эмиграции. Размеренный ход событий до поры нарушается лишь перебранками Веры Буниной и «ученицы» писателя — Галины Плотниковой. А вот потом привычный уклад переворачивается с ног на голову — завязывается любовный многоугольник, в который вовлечены и Бунин, и его жена, и Плотникова, и бывшая оперная певица Марга Ковтун.
После премьеры «Дневник его жены» получил Гран-при как лучший фильм на фестивале «Кинотавр» и три премии «Ника» — как лучший игровой фильм, а также призы за лучшую мужскую роль и лучшую работу кинооператора.
ИОСИФ БРОДСКИЙ
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», режиссер Андрей Хржановский, 2009 год
«Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», режиссер Андрей Хржановский, 2009 год
Картина Андрея Хржановского — это
фильм-фантазия о воображаемом путешествии Иосифа Бродского в Петербург, его родной город. В 1972 году поэт-диссидент был
вынужден эмигрировать из СССР. Его больше не впускали в страну, а его родителей
— не выпускали к нему. Всё их общение свелось к телефонным разговорам.
В фильме Бродский постоянно вспоминает прошлое: то юность, то впечатлившую его в детстве советскую «Книгу о вкусной здоровой пище», то пивную, где его отец беседует с Дмитрием Шостаковичем, то Нью-Йорк. Потом поэт звонит из Америки родителям в Ленинград, и вместе с соседями по коммуналке они поют ему «Случайный вальс». По небу плывут скрипки, рояли и арфы, скачут рисованные всадники, сепия сменяет черно-белое изображение и анимационные кадры с котиками. Андрей Хржановский рассказывал, что сюжет сложился из воспоминаний поэта, его рисунков, стихов и прозы.
В 2009 году фильм «Полторы комнаты» получил Гран-при «За лучший игровой фильм» на III Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Он был награжден в Карловых Варах и получил три кинопремии «Ника» — за лучшую режиссерскую работу, лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.
В фильме Бродский постоянно вспоминает прошлое: то юность, то впечатлившую его в детстве советскую «Книгу о вкусной здоровой пище», то пивную, где его отец беседует с Дмитрием Шостаковичем, то Нью-Йорк. Потом поэт звонит из Америки родителям в Ленинград, и вместе с соседями по коммуналке они поют ему «Случайный вальс». По небу плывут скрипки, рояли и арфы, скачут рисованные всадники, сепия сменяет черно-белое изображение и анимационные кадры с котиками. Андрей Хржановский рассказывал, что сюжет сложился из воспоминаний поэта, его рисунков, стихов и прозы.
В 2009 году фильм «Полторы комнаты» получил Гран-при «За лучший игровой фильм» на III Международном кинофестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского. Он был награжден в Карловых Варах и получил три кинопремии «Ника» — за лучшую режиссерскую работу, лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.
ЛЕВ ТОЛСТОЙ
«Последнее воскресение», режиссер Майкл Хоффман, 2009 год
«Последнее воскресение», режиссер Майкл Хоффман, 2009 год
«Последнее воскресение» Майкла
Хоффмана — немецко-российско-британская лента. Андрей Кончаловский стал одним
из сопродюсеров фильма. Картина снята по мотивам романа Джея Парини и
рассказывает о последнем годе жизни русского писателя Льва Толстого, его отношениях
с супругой и детьми и о последователях его учения.
«Вам бы только бумагу марать», — смеется граф Толстой над доктором, который строчит в записной книжке. Молодой Валентин Булгаков, новоприбывший личный секретарь писателя, нервно чихает, опасливо смотрит на окружающих и с благоговением — на Толстого. Вскоре его вовлекут в интригу Софья Толстая и издатель Чертков. Чертков убеждает писателя составить завещание так, чтобы семья не имела права переиздавать его произведения, а жена Толстого буквально сражается за будущее своих детей — и все больше отдаляется от мужа.
Фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США. Везде — за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана.
«Вам бы только бумагу марать», — смеется граф Толстой над доктором, который строчит в записной книжке. Молодой Валентин Булгаков, новоприбывший личный секретарь писателя, нервно чихает, опасливо смотрит на окружающих и с благоговением — на Толстого. Вскоре его вовлекут в интригу Софья Толстая и издатель Чертков. Чертков убеждает писателя составить завещание так, чтобы семья не имела права переиздавать его произведения, а жена Толстого буквально сражается за будущее своих детей — и все больше отдаляется от мужа.
Фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактеров США. Везде — за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль второго плана.
НИКОЛАЙ
ГОГОЛЬ
«Гоголь. Ближайший», режиссер Наталья Бондарчук, 2009 год
«Гоголь. Ближайший», режиссер Наталья Бондарчук, 2009 год
Картина Натальи Бондарчук рассказывает о духовных исканиях
Гоголя-христианина. В советские годы эта сторона его личности и творчества была
закрыта для исследователей. Название фильма не случайно: друг писателя художник Александр
Иванов изобразил его на своем полотне «Явление Христа народу». Черты Гоголя можно разглядеть в
ближайшей ко Христу фигуре, отсюда и родилось его прозвище — Ближайший. С
Александром Ивановым Гоголь был очень дружен, они в одно время работали над
своими произведениями: писатель — над первым томом «Мертвых душ»,
а Иванов — над своим известным полотном.
Наталья Бондарчук назвала свою ленту мистической драмой. Ее персонаж то и дело вспоминает свою жизнь, переплетая реальные события с вымышленными. Хохотун и весельчак, он лепит вареники и распевает песни с селянами, нахваливает Италию Александре Смирновой-Россет и разыскивает землянику для больной девочки. Но в то же время с содроганием вспоминает о черной кошке, что напугала его в детстве, сторонится людей и впадает в мнительность. Но главное — он мучительно пытается прийти к согласию с самим собой.
Наталья Бондарчук назвала свою ленту мистической драмой. Ее персонаж то и дело вспоминает свою жизнь, переплетая реальные события с вымышленными. Хохотун и весельчак, он лепит вареники и распевает песни с селянами, нахваливает Италию Александре Смирновой-Россет и разыскивает землянику для больной девочки. Но в то же время с содроганием вспоминает о черной кошке, что напугала его в детстве, сторонится людей и впадает в мнительность. Но главное — он мучительно пытается прийти к согласию с самим собой.
АНТОН ЧЕХОВ
«Антон Чехов», режиссер Рене Фере, 2015 год
«Антон Чехов», режиссер Рене Фере, 2015 год
Фильм
начинается с того, что в дом к Чеховым приезжают издатель Суворин и писатель
Григорович. Братья Чеховы дурачатся, не желая признаваться, кто из них пишет
под псевдонимом Антоша Чехонте. Кажется, после такой сцены и сам фильм должен
быть легким и ироничным, однако зрителям предстоит еще многое пережить вместе с
главным героем. Картина рассказывает о пяти годах из жизни Антона Чехова: с
1885-го по 1890-й. В этот период умер его брат, а сам писатель стал известен в
литературных кругах, создал первые драматические произведения и побывал на
Сахалине. Рене Фере показывает зрителям не осененного славой классика, а писателя,
который только лишь начал понимать силу своего таланта.
В картине режиссер затрагивает и тему дружбы Чехова с неким художником Исааком, чья фамилия ни разу так и не звучит. На самом деле речь об Исааке Левитане, с которым у Чехова и в самом деле возникла размолвка из-за рассказа «Попрыгунья».
В картине режиссер затрагивает и тему дружбы Чехова с неким художником Исааком, чья фамилия ни разу так и не звучит. На самом деле речь об Исааке Левитане, с которым у Чехова и в самом деле возникла размолвка из-за рассказа «Попрыгунья».
Ссылка: http://www.culture.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий