Зачем библиотеки меняют лицо?
("The Guardian", Великобритания)
Портал inoСМИ. Ru не так давно опубликовал перевод статьи журнала "The Guardian", привлекшей мое внимание.
В настоящее время статус библиотеки вновь поднимается вверх, они становятся частью городской жизни, привлекают в свои стены молодежь и приспосабливаются к тенденциям современного социума...непрерывно меняются, перестраивают структуру своей деятельности и принципы управления... Зачем?
Для завсегдатаев библиотек, к коим я причисляю и себя, все складывается не так уж плохо и безнадежно. При том, что на работе библиотек сказывается сокращение расходов, либо их вообще закрывают, справедливости ради стоит отметить, что в течение последнего десятилетия можно было наблюдать обновление публичных библиотек – как в Великобритании, так и во всем мире. На следующей неделе запланировано открытие новой библиотеки в Бирмингеме, на создание которой было потрачено 186 миллионов фунтов стерлингов и которая станет самой большой публичной библиотекой в Европе. Ожидается, что ежедневно ею будут пользоваться 10 тысяч посетителей. А роскошную библиотеку Митчелла (Mitchell library) в Глазго, которая раньше считалась самой большой справочной библиотекой в Европе, великолепно отремонтировали и обновили. Начиная с 2000 года, были открыты новые здания библиотек в городах Борнмут, Брайтон, Кардифф, Глазго, Ливерпуль, Ньюкасл, Норидж, районах Большого Лондона Пекэм, Уайтчепел, Кэнэда Уотер, Клэпэм, Дагенэм и в других местах, причем, посещаемость этих библиотек достигла рекордного уровня.
Почему же библиотеки вновь стали частью городской жизни? В настоящее время увеличилось число людей, которые учатся в высших учебных заведениях или повышают квалификацию, им требуется место для занятий и доступ в интернет, что для многих не всегда возможно организовать дома. Увеличение в крупных городах количества квартир, рассчитанных на одного человека – в некоторых европейских столицах их число достигает 50% - означает, что библиотеки все чаще становятся местом встречи или вторым домом, например, для мигрантов, беженцев и даже туристов. Концепция использования библиотек в качестве «гостиной в черте города» впервые была предложена в дизайнерских решениях скандинавских библиотек 1970-х годов. Этим самым архитекторы старались удовлетворить требования посетителей, которые хотели побыть в библиотеке подольше, выпить кофе, посидеть и послушать рассказы других, послушать дневные концерты или поучаствовать в заседаниях читательских обществ. Когда я был в библиотеке города Эрншельдсвик (Örnsköldsvik) на севере Швеции вблизи Полярного круга, я обратил внимание, что некоторые посетители принесли с собой домашние тапочки и свертки с едой. Такое новое понимание роли помещения библиотеки воплощено, например, в здании библиотеки в Сиэтле, построенном Ремом Коолхаасом (Rem Koolhaas - видный голландский архитектор – прим. перев.), в котором на трех из пяти этажей расположены специальные помещения – читальный зал, гостиная и зал для встреч и общения.
Возрождающийся всеобщий интерес к библиотекам (из которых библиотека в Сиэтле, пожалуй, самая впечатляющая) впервые наметился в 1990-годы в Северной Америке. Став свидетелями провала дорогостоящих проектов по созданию традиционных музеев и галерей, которые строились для показухи – чтобы сделать города более заметными и значимыми, политики поняли, что гораздо выгоднее вкладывать деньги в строительство современных библиотек. Когда в 2001 году открылась библиотека в Нэшвилле, над ее входом красовалось изречение: «Город с великой библиотекой – это великий город». Историк Шэннон Мэттерн (Shannon Mattern) недавно посвятил целую книгу описанию того, как современная городская библиотека обрела видную роль в общественной жизни Америки.
В Европе наблюдалось точно такое же разочарование с последующим «эффектом Бильбао», названным в честь необычайно успешного проекта музея и художественной галереи в испанском городе, который был предложен Фрэнком Гери (Frank Gehry). («Эффект Бильбао» - символ возрождения города и олицетворение нового прогресса, филиал Музея Гуггенхайма стал мировым архитектурным аттракционом и значительно повлиял на экономику города – прим. перев.). В течение некоторого времени многие архитекторы считали, что только традиционные музеи, построенные знаменитыми архитекторами, смогут спасти приходящие в упадок города от краха и забвения. Пронизанная сарказмом книга Деяна Суджича (Deyan Sudjic) «Архитекторов комплекс» (The Edifice Complex) подробно описывает помпезность и заоблачную стоимость многих из этих честолюбивых проектов, начатых во всех странах мира, а затем безвременно закончившихся полной неудачей. В Британии самый крупный из них – «Купол тысячелетия» (Millennium Dome), выкачавший из государственного бюджета почти миллиард фунтов стерлингов, был изначально задуман как постоянно действующий выставочный комплекс для демонстрации достижений науки и произведений искусства. Но затем в спешке он был сдан в аренду для проведения корпоративов и организации поп-зрелищ. Не исключено, что такая же участь ожидает и Олимпийский парк со всеми его сооружениями и оборудованием.
Представить себе, что нечто подобное произойдет и с публичными библиотеками, почти невозможно. Вход в библиотеки бесплатный, и, просуществовав в течение полутора веков, они прочно вплелись в канву повседневной жизни. В некоторых городах Британии читательские билеты есть почти у половины жителей – даже если те бывают в библиотеке не очень часто. Мы шутим о робких библиотекарях, которые прячутся между кипами книг или в книгохранилищах, но люди им доверяют, как мало кому еще. Возможно, в отличие от нравственного безразличия работников книжных магазинов, библиотекарей волнуют вопросы стиля, пристойности и целесообразности тех книг, которые хранятся в их библиотеках, и, тем не менее, это их неравнодушие нас восхищает. И, что самое главное, нам кажется, что, в отличие от государственных театров, художественных галерей, музеев и концертных залов, публичные библиотеки принадлежат нам по праву.
Способность библиотеки приспособиться к меняющимся требованиям посетителей выражена в ее современном дизайне. Рабочие столы и конторки библиотекарей, в основном, исчезли. Система самообслуживания освободила библиотекарей, и они могут уделять больше времени самим посетителям, организовывать беседы, автограф-сессии на презентациях книг, работу читательских кружков (во время последнего учета в библиотеках Англии и Уэльса было более 100 тысяч членов библиотечных кружков). Фойе, как правило, представляют собой открытые помещения, в которых установлены кресла - сидя в них удобно просматривать каталоги, осуществлять поиск в интернете, поскольку выдача книг теперь совмещена со справочно-библиографическим обслуживанием. Не все же пользуются интернетом, чтобы подготовиться к школьному сочинению на тему комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» или узнать о последних событиях в Сирии. Кто-то ищет в интернете работу или просматривает списки службы знакомств, или же просто задремал в ярко-розовом кресле – точной копии кресла-яйца, созданного Арне Якобсеном (Arne Jacobsen, датский архитектор и дизайнер – прим. перев.) над номером журнала для велогонщиков Racing Post. Ну и что? Для множества разных людей библиотека является убежищем, которого в городе больше нигде не найти. Публичная библиотека это ярчайший символ так называемого «большого общества».
«Три самых важных документа, которое выдает человеку общество, - писал американский писатель Эдгар Доктороу (EL Doctorow), - это свидетельство о рождении, паспорт и читательский билет». В новых библиотеках часто можно увидеть молодежь – неожиданная и весьма приятная культурная тенденция. Несомненно, их привлекают более яркие и легкие дизайнерские решения, которые отражают тот более легкомысленный образ жизни, который они считают нормой. И, по всей видимости, они хорошо и легко чувствуют себя там, где к ним относятся с уважением, которого ни в каких других общественных местах им не оказывают.
Не все приветствуют тот новый дух, который царит в современных библиотеках, и который можно коротко описать как «от собрания книг к собранию людей». Некоторых приводит в ужас надвигающаяся новая техническая революция, которая не просто преобразует мир, но при этом еще и меняет конфигурацию, перестраивает публичную библиотеку. Возможно, сразу и не скажешь, узнали бы основатели библиотек 19 века библиотеки в их современных зданиях 21 века. Но если бы они зашли внутрь, то почувствовали бы себя как дома. Даже сегодня атмосфера внутри библиотек изменилась гораздо меньше, чем мир за их стенами. C.А.
Материал взят с сайта: http://inosmi.ru/world/20130901/212495678.html
Для наших библиотек я думаю печально, что атмосфера внутри библиотек долгие годы не меняется. Безусловно персонал библиотек старается привлекать читателей, но на фоне убогих зданий, старых стеллажей, технически мало оснащенные помещения библиотеки выглядят мягко говоря не привлекательно. Я не раз уже писала, что первым делом надо избавляться от бумажной картотеки, сформировать единую базу читателей, для этого давно уже разработана специальная программа для библиотек. Почему мы до сих пор даже не пытаемся внедрить данную программу в работу, не понятно. Это бы освободило библиотекарю время, которое можно было уделить своим читателям.
ОтветитьУдалитьМаяк, я с вами полностью согласна, смотря на зарубежные библиотеки, которые уже давно усвоили и работают по данному принципу, меня огорчает тот факт, что наши отечественные к этому по меньшей мере не готовы! Россия, которая практически копирует запад во всех сферах человеческой деятельности, абсолютно не присматривается и/ или не принимает опыт и тенденции сферы культуры:(
ОтветитьУдалитьЕсли ликвидировать карточные каталоги и бумажные формуляры читателей, то библиотека сразу станет современной и привлекательной? Сильно сомневаюсь. Это не решит проблему. Насчёт убогих зданий и ветхой мебели - полностью согласна. Успешные люди и амбициозная молодёжь сюда не придёт....
ОтветитьУдалитьБиблиотека не станет сразу современной, но это уже становится нелепым, что мы до сих пор все пишем и пишем. Скоро уже у всех будут пластиковые карты вместо паспортов, и как мы будем работать?
УдалитьТак и будем - горожане 45+ общаться в поликлиниках и на лавочках с семечками, а молодежь - в торговых центрах...Библиотекари отчаянно и безрезультативно доказывать нужность библиотек, народ ругать всех в бескультурьи и равнодушии, а ...воз и ныне там!
ОтветитьУдалить